Вход пользователя
08 Августа 2013
Манхадж - Отношение к ситуации в мире и современным вопросам
О достоверности хадиса о возвращении Халифата, и насыха мусульманам сторониться невежд и невежества
Вопрос: Ассаламу алейкум! Мы читали в вашей работе про «Хизб ат Тахрир», что в хадис о том что вернется халифат - слабый, можете обьяснить?
Ответ:
Уаалейкум ассалам.
Вот текст данного хадиса. Передается от Хузейфа Ибн Йаман, да будет доволен им Аллах, что он сказал:
: قَالَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم : إِنَّكُمْ فِي النُّبُوَّةِ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا ، ثُمَّ تَكُونُ خِلاَفَةٌ عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ ، فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا ، ثُمَّ تَكُونُ مُلْكًا عَاضًّا ، فَيَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ يَكُونَ ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا ، ثُمَّ تَكُونُ جَبْرِيَّةً ، فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا ، ثُمَّ تَكُونُ خِلاَفَةٌ عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ ، ثُمَّ سَكَتَ
«Сказал Посланник Аллаха: «Вы живете во время Пророчества, столько, сколько пожелает Аллах, а затем Он заберет его, и будет халифат на манхадже Пророчества, и продлится столько, сколько пожелает Аллах, а затем Аллах заберет его. Затем будет несправедливое царство, и продлится столько, сколько пожелает Аллах, а затем Он заберет его. Затем будет тирания, и продлится столько, сколько пожелает Аллах, затем Он заберет его. А затем снова будет халифат на манхадже Пророчества». И затем он замолчал.
Передали данный хадис Ат-Тайалиси, 439, Аль-Баззар, 2429, Ахмад, 18046, и другие, и все по пути через Хабиба Ибн Салима, от Ну’мана Ибн Бушейра, да будет доволен им Аллах.
И уединился в передаче этого матна Хабиб Ибн Салим – слабый передатчик, по мнению многих имамов.
Сказал про него имам аль-Бухари:
فيه نظر
«В нём проблемы!»
Источник: «Ат-Тарих аль-Кабир», 2/318
Имам аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах, избегал жёстких слов о передатчиках, и говорил «в нём проблемы», когда имел ввиду тех, кто по его мнению находиться в самом гибельном положении и сочиняет хадисы. См. подробнее слова имамов: http://www.sunnaonline.info/ahadis/raznie12/682--q-q
И оперлись на этот джарх имама аль-Бухари многие имамы.
Сказал имам-саляф Абу Джа’фар аль-Укайли приводя биографию этого передатчика в книге о биографиях слабых передатчиков:
حبيب بن سالم مولى النعمان بن بشير حدثني آدم قال : سمعت البخاري قال : حبيب بن سالم مولى النعمان بن بشير عن النعمان بن بشير قال البخاري : فيه نظر
«Хабиб Ибн Салим, вольноотпущщеник Нумана Ибн Башира. Рассказал мне Адам, что он слышал, как аль Бухари сказал: Хабиб Ибн Салим, вольноотпущщеник Нумана Ибн Башира, передает от Нумана Ибн Башира. И в нём проблемы!»
Источник: «Ад-Дуафа аль Кабир», 2/66
Сказал хафиз Абу Тахир аль-Макдиси, указывая на слабое место одного из хадисов:
رَوَاهُ حبيب بن سَالم مولى النُّعْمَان بن بشير: عَن النُّعْمَان. قَالَ البُخَارِيّ: حبيب فِيهِ نظر
«Передал его Хабиб Ибн Салим, вольноотпущщеник Нумана Ибн Башира. Сказал аль-Бухари: «В Хабибе проблемы!»
Источник: «Захиратуль Хуффаз», 3/1800
Сказал хафиз аль-Азди:
حديثه نظر
«В его хадисах проблемы!»
Источник: «Икмаль тахзиб аль-камаль», 3/367
Сказал хафиз ат-Туркмани разьясняя проблемы одного из хадисов:
ان حبيبا فيه نظر كذا قال البخاري وقال ابن عدى قد اضطرب في اسانيد ما يرى عنه
«В этом Хабибе есть проблемы, так сказал аль-Бухари! И сказал ИбнАди: «Есть запутанность в иснадах того, что передаётся от него»
Источник: «Аль-Джаухар ан-накый», 1/450
Сказал хафиз аз Захаби перечисляя слабых передатчиков:
827 - حبيب بن سالم، مولى النعمان بن بشير: قال البخاري: فيه نظر.
«Хабиб Ибн Салим, вольноотпущщеник Нумана Ибн Башира. Сказал аль-Бухари: «В нём проблемы!»
Источник: «Ад-Диван фи ад-дуафа», 1/450
И также аз-Захаби привёл его в другой своей книге, «Аль-Мугни фи ад-дуафа», 1/147
Также указал на его слабость захирит Ибн Хазм в «Аль-Мухалля», 2/291
Также, справедливости ради, укажем, что были те хафизы кто назвал его достоверным, а это имам Абу Хатим ар-Рази, Муслим.
И из поздних выбрали слово о его достоверности Ибн Хаджар аль-Аскалани и те кто за ним последовал.
И также это второе мнение аз-Захаби в «Тарих аль-Ислам» в своем втором мнении о нём.
И если это стало ясно, то самое меньшее что можно сказать про данный матн – что в его передаче уеденился передатчик, которого большая группа ученых считает в очень низкой степени.
И такое уединение само по себе может стать причиной для ослабления хадиса.
И на это уединение в данном хадисе указывали некоторые имамы.
Сказал имам Ибн Касир аш-Шафии приведя его:
تفرد به
«Уединился в его передаче [Хабиб]!»
Источник: «Джамиуль масанид», 8/279
Сказал имам ад-Даракутни:
تفرد به أبو داود الطيالسي عن داود بن إبراهيم الواسطي عن حبيب بن سالم عن النعمان
"Уединился в передаче этого Абу Дауд ат Таялиси от Дауда Ибн Ибрахима аль-Васиты от Хабиба Ибн Салима от ан Нумана"
См. «Аль-Афрад», 2/127
Сказал имам Абу Тахир аль-Макдиси приведя его в книге о странных хадисах:
تفرد بِهِ أَبُو دَاوُد الطَّيَالِسِيّ عَن دَاوُد بن إِبْرَاهِيم الوَاسِطِيّ عَن حبيب بن سَالم عَن النُّعْمَان
"Уединился в его передаче Абу Дауд ат Таялиси от Дауда Ибн Ибрахима аль-Васиты от Хабиба Ибн Салима от ан Нумана"
Источник: "Атраф аль-гараиб уаль афрад", 1988
И поставил ас-Суюты значок о слабости этого хадиса см. «Хашия джами аль-масанид»,2/399
И если само по себе уединение этого передатчика может требовать отбрасывания этого хадиса, то что сказать когда его матн противоречит тому что передают другие передатчики?
Сказал имам Ибн Аби Шейба:
حَدَّثَنَا زَيْدُ بْنُ الْحُبَابِ ، حَدَّثَنَا الْمُعَلَّى بْنُ الْمِنْهَالِ الْغَنْوِيُّ ، حَدَّثَنَا , مُهَنَّدٌ الْقَيْسِيُّ , وَكَانَ ثِقَةً , حَدَّثَنِي قَيْسُ بْنُ مُسْلِمٍ ، عَنْ طَارِقِ بْنِ شِهَابٍ ، عَنْ حُذَيْفَةَ ، قَالَ : قَالَ رَسُولُ الله صَلَّى الله عَلَيه وسَلَّم : أَنْتُمْ فِي نُبُوَّةٍ وَرَحْمَةٍ ، وَسَتَكُونُ خِلاَفَةٌ وَرَحْمَةٌ ، وَتَكُونُ كَذَا وَكَذَا ، وَيَكُونُ مُلْكًا عَضُوضًا ، فَيَشْرَبُونَ الْخُمُورَ ، وَيَلْبَسُونَ الْحَرِيرَ ، وَمَعَ ذَلِكَ يُنْصَرُونَ إِلَى أَنْ تَقُومَ السَّاعَةُ
«Рассказал нам Зейд Ибн аль-Хубаб, от Аля Ибн аль-Минхаль аль-Ганви, от Муханнада аль-Кейси и он был достоверным, рассказал ему Кейс ибн Муслим, от Тарика Ибн Шихаба, от Хузейфы, что тот сказал: «Сказал Посланник Аллаха, мир ему: «Вы сейчас в Пророчестве и Милости, затем будет халифат и милость, а затем будет то-то и то-то, затем будет несправедливое царство, и они будут пить хамр, и носить шёлк, но наряду с этим будет им поддержка от Аллаха вплоть до Судного Дня»
Источник: «Итхаф аль-хейрати аль-махара», 5/20, и Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. И все его передатчики удостоверенные.
Также передал Абу Дауд с иснадом от сподвижника Сафина Абу Абдур-Рахмана, от Пророка, мир ему, что он сказал:
خِلَافَةُ النُّبُوَّةِ ثَلَاثُونَ سَنَةً ثُمَّ يُؤْتِي اللَّهُ الْمُلْكَ مَنْ يَشَاءُ
"Халифат Пророчества - 30 лет, а затем Аллах даст царство кому пожелает"
Сунан Абу Дауд, 4029, и передатчики достоверные.
И шейх Мустафа аль-Адави, в своей книге где собрал достоверные непрерывные хадисы о признаках Судного Дня, назвал раздел "То, что пришло о Пророческом Халифате", и привёл только этот вариант хадиса. см. "Ас-Сахих аль-Муснад мин ахадис аль-фитан уаль маляхим уа ашрат ас-саати", 74
И есть и другие варианты этого хадиса от Хузейфы, да будет доволен им Аллах.
И в общем - матн данного хадиса и разногласия в нём, и его смысл нуждаются в отдельном серьёзном исследовании.
Однако цель этого ответа – указать, что известный всем вариант мягко говоря надёжен весьма слабо.
И чтобы действительно вернуть Халифат на манхадже Пророчества – мусульманам нужно приложить титанические усилия, как по очищению акыды от заблуждений и нововведений и куфров, которых пока наоборот становится всё больше и больше среди людей причисляющих себя к Исламу, так и в области военно-политической. И разный безудержный оптимизм что «Халифат вот-вот грядёт» видится автору необоснованным. Однако просим Аллаха чтобы он дал победу мусульманам и защитил их от всякого зла.
И что также в общем хочется отметить – что среди хадисов о знамениях Часа очень много недостоверных хадисов – выдуманных, а также шазз или мункар, поэтому мусульманам следует быть осторожным во взаимодействии с такими хадисами, а не как это сейчас делают многие люди, начиная «подбирать» хадисы под текущую ситуацию на какой-нибудь территории и опускать похвалу Пророка мир ему на те или иные группы.
И вообще, фитны последних дней, и сражения - это тема, в которой нужны большие знания как в хадисе, так и в фикхе, и других науках, чтобы отделить слабое от достоверного, и согласовать между разными текстами. И этим не занимается каждый джахиль, который хочет прорекламировать ту или иную группу, заявив, что про нее пришёл хадис Пророка, мир ему. В таких серьёзных вопросах говорят только ученые.
Спросили шейха Абдуль-Мухсина аль-Аббада:
إن حديث الوقت هو التكلم عن الفتن والملاحم، وقد ظهرت في الآونة الأخيرة الكثير من الكتابات في (الإنترنت) في هذا الأمر، وربط القرآن والأحاديث بالأحداث المعاصرة مثلاً، ففتنة الأحلاس قالوا: إن المقصود بها حصار العراق، هل مثل هذا الكلام يعتبر من القول على الله بغير علم؟ وما رأيكم في الاطلاع على مثل هذه الكتابات والرد عليها؟
«Распространенные разговоры в наше время – это разговоры про фитны и битвы. Появилось в последнее время много статей в интернете об этом, и в них связывается Коран и хадисы с современными событиями. Например, про фитну «аль-ахляс» (конских попон), говорят, что под ней подразумевал Пророк осаду Ирака. Считаются ли подобные слова наговором на Аллаха без знаний? И каково ваше мнение о чтении таких статей и опровержении на них?»
Шейх ответил:
السؤال: الجواب: حمل الأحاديث بهذا الشكل، وكأنه لا زمان في الأزمان إلا هذا الزمان، وكل شيء إنما هو يحمل على هذا الزمن. هذا الكلام غير صحيح. وأما عن الرد فلا شك أن الشيء الذي يكون باطلاً بيانه وإيضاحه شيء مطلوب
«Относить хадисы к событиям таким образом, как будто нет времени кроме этого нашего времени, и всё что должно случиться – относится к этому времи – это неверные слова!
Что касается опровержения на такие статьи то нет сомнений, что то что является ложным – следует разьяснять»
Источник: «Шарх Сунан Аби Дауд», 23/464
Сказал шейх Са’д аш-Шасри:
الحمد الله والصلاة والسلام على رسول الله أما بعد فقد اطلعت على عدد من الرسائل التي تذكر هذه الأيام هي أيام المسيح الدجال بأن العرب لا يجدون من يحكمهم فيظهر المهدي المنتظر ليقودهم وبعد الاطلاع على الاحاديث الواردة في باب المهدي والنظر في العلامات المذكورة لخروجه يظهر لي عدم صحة الرسائل المذكورة لأن عدداً من الحوادث المذكورة في الأحاديث أنها تقع قبل المهدي لم تقع بعد ولذلك فإني أحذر من هذه الرسائل وأطلب عدم نشرها أو إعادة إرسالها لأنها تعتبر من القول على الله بلا علم وصلى الله على نبينا محمد وعلى آله وصحبه أجمعين كتبه سعد بن ناصر الشثري عينة من هذه الرسائل نداء من الدكتور نبيل العوضي: هذه أيام المسيح الدجال يا الله بحسن الخاتمة تونس ومصر واليمن والآن الأردن والمغرب! إنها العلامة العرب لا يجدون من يحكمهم فيظهر المهدي ليقودهم إنها من العلامات الكبرى! أبواب التوبة تغلق اللهم ارحمنا برحمتك انشرها الان ولك الاجر ممكن ان تكون سبب في توبة احد غافل او مقصر.. دعواتك بظهر الغيب.
«Хвала Аллаху, Господу Миров! Мир и благословение Посланнику Аллаха. А затем:
Я прочитал некоторые послания, в которых упоминается что эти дни - это дни масих ад-Даджаля, и то что арабы нет того кто будет править ими, и появится ожидаемый Махди, чтобы вести их. И ознакомления и работы с хадисами, которые имеются в разделе Махди, и анализирования упомянутых признаков его выхода, выявилась мне недостоверность этих посланий, поскольку некоторое число упомянутых в этих хадисах событий, которые случатся до выхода Махди, еще не произошли.
Поэтому я предостерегаю от этих посланий, и требую не распространять их, и не посылать их снова, поскольку они рассматриваются как слово на Аллаха без знания.
И да благословит Аллах нашего Пророка Мухаммада, его род и его праведных сподвижников.
Написал: Саад Ибн Насыр аш-Шасри
И пример этих посланий: "Призыв от доктора Набиля аль-Авады: «Эти дни – дни Масих ад-Даджаля, о Аллах, дай хороший конец! Тунис, Египет, Йемен, и сейчас и Иордания и Магриб! Это признак! Арабы не могут найти того, кто правит ими, и появится Махди, чтобы вести их! Это из больших признаков! Двери таубы закрываются! О Аллах, смилуйся над нами, мы просим твоей милости! Распространяй это послание сейчас, и тебе будет награда! И ты можешь стать причиной для покаяния беспечного или совершающего упущения»
Источник: сайт шейха Са’да аш Шасри
Аллах знает лучше.